Profion, уважаемый мои доводы основаны на фактах,а не "вилами по воде писанны".Я вам задам похожий вопрос:чем вас так привлекают рыцари(я не все ордена имею ввиду,а тамплиеров,госпитальеров,тех же крестоносцев)
Джиту, чем меня привлекают рыцари? Рыцари это доблесть, честь и мощь католической Европы, опора многих европейских государей и Святого престола в Ватикане. Вот мое мнение. Я не отрицаю достоверность ваших фактов, другое дело, что вы говорите "если бы не ассасины", а у меня просто не поворачивается язык сказать подобное про... ассасинов.
Come my minions, rize for your master, let your evil shine! Be prepared!
Джиту Лев Сообщений: 579 Город: Днепропетровск 28.02.2009 05:02
Profion, возможно вы и правы,но насчет не всех орденов.Вы всегда утверждали,что ассассины убийцы,но они не убивали мирное население,они убивали людей,которые слишком много зла вносили в мир.Рыцари были честными,но они могли безнаказанно убивать и невиновных
Profion писал: Рыцари это доблесть, честь и мощь католической Европы, опора многих европейских государей и Святого престола в Ватикане.
Да, это рыцари из книг Скотта, Стюарт и других поэтов-романтиков.
А настоящие рыцари были людьми довольно-таки безрассудными. Как уже сказал Джиту, они могли просто так убить крестьянина - за то, что встал не так или сел не так. Или потому что у рыцаря настроение плохое.
Рыцари частенько совершали набеги на деревушки, ради развлечения вырезая там местное население и насилуя женщин.
Profion, ассассины были верны Кредо,и не нарушали его,в отличии от рыцарей,которым нередко было наплевать на правила "доблести,благородства,чести и т.д".Также рыцари были во многом варварами и не все были грамотными,ассассины же умели обращаться с оружием.Отлично растворялись в толпе.И были мудры..."Ничто не истино,что дозволено"
Также,смею предполагать,что ассассины были преданы своими верхами,но несмотря на то,что повелитель Аль-Муалим отрекся от Кредо,многие ассассины этого не сделали.
Джиту, относительно всяких кредо и правил от которых якобы отрекались рыцари - все что запрещенно делать храмовнику написано в уставе ордена. Так что не пойму от каких еще правил они отрекались...
Midnight, каких еще женщин они там насиловали? Ни один храмовник не притронулся бы к сарацинке - это немыслимо! Помимо того что это запрещено уставом, сарацины это мусульмане и всякие сношения с ними для рыцаря Креста... подумать страшно!
Что же до деревень в Европе... Тевтонский орден долго изводил язычников в Прибалтике, но я не помню чтобы кто-то их Тевтонов атаковал французкие деревни или чтобы это сделали Тамплиеры.
Come my minions, rize for your master, let your evil shine! Be prepared!
Джиту Лев Сообщений: 579 Город: Днепропетровск 01.03.2009 14:22
Profion, тамплиеры скажем,хоть и были в армии Ричарда I,но у них был в начальниках совсем другой человек.И этот человек хотел,воссоединить армии Ричарда и Салах-Адина против общего врага-ассассинов.Но этот план в действие приведен не был,благодаря тем же ассассинам.Также добавлю,что ассассины уничтожили сокровище Тамплиеров,иначе благодаря ему люди,лишились бы свободы выбора.
[Добавлено 01.03.2009 14:24:37]:
Profion, в уставах орденов было написано вырезать население деревень?Сомневаюсь ;)
Джиту, там не было записи запрещающей это делать) И как я уже сказал в Палестине эти "мирные" сарацины всегда держали под одеждой нож и были готовы ударить крестоносцев в спину! Это были враги, а не несчастные угнетенные. Во главе Тамплиеров во время Третьего Крестового Похода был Великий Магистр Робер де Сабле. И о какой еще свободе выбора идет речь?
Come my minions, rize for your master, let your evil shine! Be prepared!
Джиту Лев Сообщений: 579 Город: Днепропетровск 01.03.2009 15:31
Midnight:"А у вас есть достоверные данные о первом человеке? Вопросы равны)"
Не совсем. О первом человеке я могу написать много (вернее о его отсутствии), но это вне этой темы.
Мне кажется, что обо всех так однозначно говорить нельзя. Среди всех были и плохие и хорошие. Многое зависит от обстановки, в которую попадает новоиспечённый воин креста/света/ночи/веры... Если вокруг все соратники являются образцами отваги, доблести и рыцарской чести, то и у этого человека будет хороший стимул быть таким же, а если всё дозволено, то какие бы исходные установки морали ни были, расслабиться всегда найдётся время, потом ещё и т.д. - под откос. И вот уже отряд элитных рыцарей может стать высококвалифицированной шайкой разбойников с хорошими доспехами и оружием.
Обратный пример - это Робин Гуд.
We are all connected in the great circle of life
Джиту Лев Сообщений: 579 Город: Днепропетровск 02.03.2009 21:14
Wind spirit, хочу сказать,что мир не делится на хороших и плохих.Вы говорите,что новоиспеченные воины станут равняться на честь,доблесть и отвагу...но они просто захотят славы...и станут алчными и будут лишь убивать...во всех армиях была своя иерархия.
Profion писал: И как я уже сказал в Палестине эти "мирные" сарацины всегда держали под одеждой нож и были готовы ударить крестоносцев в спину! Это были враги, а не несчастные угнетенные.
Вообще-то, исходя из того, что сарацины - мусульмане, то все предельно понятно и правильно. По их религии убить неверного - прямая дорога в рай.
Джиту писал: Также,смею предполагать,что ассассины были преданы своими верхами,но несмотря на то,что повелитель Аль-Муалим отрекся от Кредо,многие ассассины этого не сделали.
Так-так-так. Фактическая ошибка.
Аль-Муалима не было.
Люди гибнут тогда, когда сдаются. Только если ты ни за что не сдаешься, то получаешь право пройти путь истинного человека.
Джиту Лев Сообщений: 579 Город: Днепропетровск 02.03.2009 21:37
Джиту, А это вот верно.
Прозвище "Горный старец" получил первый глава ордена Саббах. А после него правил его преемник - Бузуг-Умиду.
Власть Саббаха была беспредельна.
Кстати, их крепость находилась на очень бедных горных землях и называлась Аламут. Ассасины изначально расположили к себе жителей деревни, защищали их, поэтому особых проблем не возникло.
Кстати... Я тут припомнил почему их назвали "гашишшинами", несмотря на то, что при принятии и обмане кандидата использовался опиум... Это слово переводится еще как "травоед". Т.е. намек на характерную для низаритов (а именно ими были ассасины) бедность.
А уже потом слово, говорящееся на европейский манер, приобрело значение "убийца". И, кстати, не даром. Крестоносцы сотрудничали с низаритами весьма плотно.
Когда Юсуф ибн Аюб (Саладин) начал теснить христиан, ассасины помогали тем, устраняя арабских полководцев.
Люди гибнут тогда, когда сдаются. Только если ты ни за что не сдаешься, то получаешь право пройти путь истинного человека.
Джиту Лев Сообщений: 579 Город: Днепропетровск 02.03.2009 22:11
Mephistopheles, крепость называлась-Масиаф.Вы правы,что ассассины защищали деревенских жителей и это одна из черт,которая мне в них нравится.Они были за мир во всем.Убивая человека,который своей властью нес зло,они на мой взгляд сеяли мир.
Mephistopheles, ассассины вроде защищали Святую землю.Думаю рассказ выложу завтра :)
[Добавлено 03.03.2009 00:38:47]:
Вот коротенький рассказик,но не тот :)
[Добавлено 03.03.2009 00:43:21]:
Хашашины (от араб. حشّاشين — «употребляющие гашиш» (скорее всего миф придуманный поздними европейцами)[источник?], либо «травоеды»), вошедшие в европейские языки как ассасины — агрессивная секта низаритской ветви исмаилитов, получившая известность и политическое влияние в средневековой Европе и исламском мире. Отличалась строгой дисциплиной и совершением многочисленных религиозно и политически мотивированных убийств.
Орден хашашинов был основан в Иране фатимидским миссионером, персом Хассаном ибн Саббахом (умер в 1124 году). Глава секты в созданной Ибн Саббахом иерархической системе власти носил титул «Шейх аль-Джабаль» [1] (среди крестоносцев он стал известен как «Горный Старец»).
Из горной крепости Аламут, расположенной к северо-западу от иранского города Казвин и захваченной Ибн Саббахом в 1091 году, в последующие два столетия хашашины распространили своё влияние на многие области мусульманского мира, создав цепь укреплённых горных фортов в северном Иране и Сирии и проводя политику тайных убийств своих врагов и оппонентов. Среди их жертв — Низам аль-Мульк, покровитель учёности и визирь султана Малик-Шаха, пославшего две неудачные военные экспедиции против этого ордена.
К концу XI века хашашины прочно укрепились в северо-западной Сирии; неприступной цитаделью им служила расположенная в этом районе горная крепость Масиаф. Глава ордена в Сирии Рашид ад-Дин ас-Синан (ум. в 1192 году), ставший следующим «Горным Старцем», проводил политику террора в отношении прибывающих крестоносцев.
Ассасины (от араб. حشّاشين — «употребляющие гашиш»)вошедшие в европейские языки как ассасины — агрессивная секта низаритской ветви исмаилитов, получившая известность и политическое влияние в средневековой Европе и исламском мире. Отличалась строгой дисциплиной и совершением многочисленных религиозно и политически мотивированных убийств.
Орден хашашинов был основан в Иране фатимидским миссионером, персом Хассаном ибн Саббахом (ум. в 1124 году). Глава секты в созданной Ибн Саббахом иерархической системе власти носил титул «Шейх аль-Джабаль» [1] (среди крестоносцев он стал известен как «Горный Старец»).
Из горной крепости Аламут, расположенной к северо-западу от иранского города Казвин и захваченной Ибн Саббахом в 1091 году, в последующие два столетия хашашины распространили своё влияние на многие области мусульманского мира, создав цепь укреплённых горных фортов в северном Иране и Сирии и проводя политику тайных убийств своих врагов и оппонентов. Среди их жертв — Низам аль-Мульк, покровитель учёности и визирь султана Малик-Шаха, пославшего две неудачные военные экспедиции против этого ордена.
К концу XI века хашашины прочно укрепились в северо-западной Сирии; неприступной цитаделью им служила расположенная в этом районе горная крепость Масйаф. Глава ордена в Сирии Рашид ад-Дин ас-Синан (ум. в 1192 году), ставший следующим «Горным Старцем», проводил политику террора в отношении прибывающих крестоносцев.
К 1256 году иранские крепости ордена были разрушены монголами под предводительством Хулагу-хана. Шестнадцатью годами позже, в 1273 году, укрепления в Сирии были уничтожены мамлюкским правителем Бейбарсом I, и сирийские хашашины рассеялись по соседним странам.
После 1099 года, нашествия крестоносцев и захвата ими Иерусалима, положение Аламутского государства несколько осложнилось. Теперь ассасинам приходилось вести борьбу не только с мусульманскими правителями, но и европейскими завоевателями. 26 ноября 1095 года Римский Папа Урбан II на церковном соборе в Климонде призвал к началу крестового похода по освобождению Иерусалима и Палестины из-под власти мусульман-сельджукидов. В августе 1096 года в направлении Ближнего Востока из разных частей Европы двинулись четыре колоны рыцарей-крестоносцев. Из южной Франции - под предводительством Раймонда Тулузского, из Италии – под предводительством норманнского князя Боэмунда Тарентского, из Нормандии – под руководством герцога Нормандского Роберта, из Лотарингии – во главе с Годфруа Бульйонским, более известным как Готфрид Буйонский.
Соединившись в Константинополе, войска крестоносцев переправились в Малую Азию и захватили города Никея, Эдесса и Антиохия. 15 июля 1099 года, после кровопролитной осады был взят Иерусалим. Таким образом в результате Первого крестового похода, который длился три года, на Ближнем Востоке образовалось несколько христианских государств: королевство Иерусалимское, возглавляемое Годфридом Буйонским, княжество Антиохийское, графства Триполийское и Эдесское. Римско-католическая церковь обещала участникам святого похода отпущение всех грехов. Тем не менее, армия крестоносцев напоминала скорее сброд бандитов, чем благородных освободителей Гроба Господнего. Прохождение армии крестоносцев сопровождалось невиданным доселе разбоем и разграблениями. Нашествие крестоносцев можно было сравнить, разве что с эпидемией чумы. В рядах рыцарей-крестоносцев никогда не было единства, чем непременул воспользоваться Хасан ибн-Саббах.
Нищие европейские бароны, авантюристы и разбойники разного сорта, привлекаемые несметными сокровищами богатого востока, создавали временные союзы и коалиции, которые никогда не отличались особой прочностью. Рыцари-крестоносцы, пытаясь разрешить внутриусобные проблемы, довольно часто пользовались услугами ассасинов. В числе “заказчиков” ассасинов, так же были такие рыцарские ордена как Госпитальеры и Тамплиеры. Именно в этот период во многие европейские языки вошло слово “ассасин”, которое приобрело значение “убийца”. Многие предводители крестоносцев нашли смерть от кинжалов ассасинов. Хасан ибн-Саббах умер в 1124 году в возрасте 74-х лет. После себя он оставил богатое наследие, тесно сплетенную сеть прекрасно укрепленных горных крепостей, управляемых фанатичными адептами. Его государству было суждено просуществовать еще сто тридцать два года… Звездный час ассасинов приходится на конец XI века. Это связано с возвышением государства турков-мамлюков во главе с султаном Юсуфом ибн-Аюбом по прозвищу Салах-ад-дин[11], или Саладином, как его называли европейцы. С легкостью захватив прогнивший Фатимитский халифат, с которым у крестоносцев был заключен длительный мирный договор, Салах-ад-дин объявил себя единственно истинным защитником ислама. Отныне ближневосточным христианским государствам крестоносцев угрожала опасность с юга. Длительные переговоры с Салах-ад-дином, который видел свое наивысшее предназначение в том, чтобы вышвырнуть христиан с Востока, не привели к существенным результатам. С 1171 года для крестоносцев начинается тяжелейший период войн с Салах-ад-дином. На этот раз над Иерусалимом, оплотом христианства на Ближнем Востоке, нависла неминуемая угроза… Малочисленные, фактически отрезанные от остального христианского мира, ослабленные междоусобными распрями крестоносцы даже не думали о дальнейшей экспансии на мусульманский восток. Иерусалимское королевство выдерживало одну атаку за другой.
Взятие Аламут
Вполне естественно, что в такой безвыходной ситуации им ничего иного не оставалось, как заключить союз с ассасинами. Было несколько странно и необычно видеть выступающую совместным ополчением мусульманско-крестоносскую дружины. По большому счету ассасинам было все равно с кем воевать и на чьей стороне выступать. Для них все были враги - и христиане и мусульмане. Богатые крестоностские князья как всегда щедро оплачивали услуги наемных убийц-ассасинов. Многие арабские князья и военачальники пали от кинжалов ассасинов. Даже самому Салах-ад-дину пришлось пережить несколько неудачных покушений, после которых он лишь по счастливой случайности остался жив. Однако союз крестоносцев и ассасинов не просуществовал долго. Ограбив исмаилитских купцов, король иерусалимского королевства Конрад Монферратский подписал себе смертный приговор. Отныне ассасины слали убийц в оба лагеря. Доподлинно известно, что от рук ассасинов погибли: шесть визирей, три халифа, десятки городских правителей и духовных лиц, несколько европейских правителей, такие как Раймонд Первый, Конрад Монферратский, герцог Баварский, а также видный общественный деятель, персидский ученый древности Абуль-Махасин, вызвавший гнев Старца горы, выступив с резкой критикой в адрес ассасинов. Когда государство исмаилитов достигло своего наивысшего могущества, оно уже сильно отличалось от того, что заложил Хасан ибн-Саббах. Из средневековой коммуны государство Аламут фактически превратилось в наследственную монархию с узаконенной родовой передачей власти. Из среды высших чинов ордена ассасинов выделилась своя феодальная знать, которая больше тяготела к суннитским вольностям, чем шиитскому аскетизму.
Новая знать предпочитала общественный порядок, в котором роскошь и богатство не считались пороком. Пропасть между простыми слоями населения Аламута и феодальной знатью все больше увеличивалась. Именно по этой причине желающих жертвовать собой находилось все меньше и меньше. После смерти Хасана I ибн-Саббаха его преемники не смогли расширить владения государства.
Провозглашенные Хасаном лозунги остались невыполнимыми. Государство ассасинов раздирали острейшие внутренние кризисы. Былая мощь ассасинов сходила на нет. Хотя ассасины пережили государство Сельджукидов, возвышение и падение великой Хорезмской державы, основания и крушения ближневосточных государств крестоносцев, исмаилитское государство Аламут неминуемо приближалось к своему закату. Падение Фатимитского халифата остро отразилось на стабильности Аламута.
Салах-ад-дин превратив Фатимитский халифат в государство правоверных мусульман-мамлюков, стал наносить сокрушительные удары не только по крестоносцам. В конце XII века турки-мамлюки во главе со знаменитым Салах-ад-дином стали вторгаться в сирийские владения ассасинов, а с дальнего востока уже тянулись несметные полчища татаро-монгол. Ассасины продолжали действовать, несмотря на оказываемое на них со стороны могущественного Салах-ад-Дина давление. Занимающий в то время пост Старца горы, шейх Рашид ад-Дин Синан, был достаточно умным и сильным политиком, которому удавалось за счет ловкого лавирования между католиками и суннитами поддерживать суверенитет исмаилитского государства ассасинов. В 50-х годах XIII века, после разрушения Хорезма, войска Хулагу-хана, внука Чингизхана, вторглись в районы Западной Персии. Ослабленное государство исмаилитов пало практически без боя. Единственные, кто попытались оказать яростное сопротивление захватчику, были защитники горной крепости Аламут. Татаро-монголы сутками беспрестанно атаковали горную вершину Аламут, пока по штабелям своих трупов не смогли подняться к стенам горной крепости. По приказу Хулагу-хана, татаро-монголы сравняли с землей некогда навевавшую ужас на весь цивилизованный мир горную крепость Аламут, ставку “горных шейхов”, правителей ассасинов. В 1256 году горная крепость Аламут навсегда исчезла с лица земли. Позднее, в 1273 году, египетский султан Бейбарс уничтожил последнее убежище ассасинов в горных районах Сирии. С падением главной крепости ассасинов ушло в небытие и навсегда потеряно тайное знание ассасинов, которое они накапливали в течение почти трех столетий. Прошло семь веков со времени падения ассасинов.
Многое, что связано с их деятельностью, овеяно легендами и слухами. А было ли это, так называемое “тайное учение ассасинов”? Трудно сейчас ответить, однако по ходу возникают другие вопросы. Как, например, готовили ассасинов-смертников? Одного обещания рая явно недостаточно, чтобы человек терял страх, интерес к окружающему его миру и переставал отдавать отчет совершаемым им поступкам. Террористическая организация “Исламский Джихад” так же обещает шахидам прямой путь в рай, однако я был свидетелем того, как террорист-самоубийца в последний момент испугался привести в действие спрятанное на его теле взрывное устройство. Нет, простого “промывания мозгов” недостаточно, чтобы подготовить безотказного фидаина. Что из себя представляло “посвящение”? Наверняка существовало нечто очень страшное, обладание чем было слишком опасным, чтобы его сохранять до сегодняшних дней. Вероятно, речь идет о неком синтезе средневековых изысканий иудейского каббализма[12] и исламского мистицизма, обладание которым дает безграничную власть над другими людьми. Официально кровавая секта ассасинов прекратила свое существование в 1256 году, после того как пали крепости Аламут и Меммудиз. Ассасины, как и прежде, у истоков своего зарождения, были вынуждены рассеяться по горам и уйти в подполье.
Спустя пять лет, египетский султан Бейбарс смог остановить и изгнать татаро-монгол, однако ассасины так никогда и не восстановили своего былого могущества. Под ударами татаро-монгол прекратилась история грозной секты ассасинов, но продолжилось существование исмаилитского движения. Исмаилиты потеряли государство, но сохранили веру. В ХVIII веке иранский шах официально признал исмаилизм как течение шиизма. Нынешний, прямой потомок последнего Старца горы – принц Ага-хан IV, в 1957 году принял главенство над исмаилитами. Однако нынешние исмаилиты мало чем напоминают ушедших в небытие грозных ассасинов.
ПРИМЕЧАНИЯ
Здесь речь идет о, широко распространенной у шиитов, так называемой практике “такыйя”. Его принцип заключался в том, что внешне необходимо придерживаться взглядов окружающего тебя общества, однако на самом деле, полное доверие и подчинение необходимо выражать, только своему лидеру.
Имамиты верили, что когда-нибудь воскреснет один из ранее живших законных имамов, чтобы восстановить попранную суннитами справедливость.
Мхади – “скрытый имам”- спаситель.
Примечателен тот факт, что с течением времени основная часть исмаилитов стала верить в седьмого имама Мухаммеда, сына Исмаила. По этой причине секта носит название “семеричников”.
Натик - проповедник.
Самит – в буквальном смысле – молчальник. Самит никогда не говорил от себя. Его суть сводилась к толкованию проповеди пророка-натика.
Фидаин (перс.) – “жертвующий жизнью”, террорист-самоубийца.
Рафик – “Рядовой миссионер”.
Даи – “Великий миссионер”.
Шейх эль джабаль – “Владыка Владык”.
Салах-ад-дин - защитник веры.
Тайное мистическое учение иудаизма, хранящееся в глубокой тайне. Согласно поверью, обладание знаниями каббалы дает человеку неограниченную власть над миром, поэтому к ее изучению допускаются, лишь единицы.
Материал из Википедии
Гибель черного ордена (исторический очерк)
Пространство и время: Средневековая Передняя Азия, XI - XII вв.
Аннотация: Воспламенённые призывом Папы Римского, огромные массы западноевропейских христиан в 1096 г. направились в Крестовый поход, целью которого было освобождение Святой земли от “неверных”. Во главе рыцарских ополчений встали знаменитые вожди Готфрид Бульонский, Боэмунд Тарентский и Раймонд Тулузский. Преодолевая огромные трудности, с боями они достигли Иерусалима и в 1099 г. взяли его. В течение краткого времени крестоносцы заняли всё восточное побережье Средиземного моря, образовав там несколько небольших государств. Окружённые владениями мусульман, они просуществовали почти двести лет, сражаясь с “неверными”, опираясь на силы духовно-рыцарских орденов и помощь из Европы. Крестоносцы нередко враждовали между собой, вовлекая в борьбу соседних мусульманских государей, не гнушаясь и услугами наемных убийц - “ассасинов”.
Руины крепости Масиаф
Кто же они, зловещие и таинственные ассасины-убийцы, гроза сильных и слабых, вельмож и простых поденщиков, неуловимые, как ветер и исчезающие сквозь пальцы, как песок? Чтобы найти ответ на этот вопрос, придется обратиться к истории. При дворе египетского халифа Мустансира Биллаги в 1094 году произошёл династический спор. Халиф назначил своим преемником старшего сына Низара, а затем изменил свое решение и передал права на наследие второму сыну, Мустали. Однако часть подданных отказалась принять подобные перемены, и осталась верной Низару. В дни раскола при дворе халифа подвизался чиновник канцелярии Хасан ас-Саббах, перс по национальности и сектант-исмаилит по вероисповеданию. Вмешавшись в распрю, он оказался в лагере проигравшей стороны и бежал из Египта на родину. Там, скрываясь от властей, опытный интриган очень скоро приобрел огромное влияние среди недовольных мусульман-исмаилитов и сколотил из них многочисленную разбойничью шайку, наводившую страх не только на мирных жителей, но даже на военные гарнизоны. В Персии правила тюркская династия Сельджукидов, чуждая по крови местному иранскому населению и потому непопулярная в народе. Однако царствовавший в это время султан Мелик-шах был одним из лучших представителей потомков Сельджука. Власть султана простиралась от границ Китая до побережья Мраморного моря. При его разумном правлении строились новые города и поднимались из руин разрушенные войной селения, прокладывались удобные дороги и оросительные каналы. В пяти главных центрах страны - Багдаде, Нишапуре, Исфагани, Герате и Басре были основаны училища высших знаний - первые в мире университеты. Возводились многочисленные мечети, площади украсились изысканными общественными зданиями, в Багдаде султан повелел перестроить и оборудовать старую обсерваторию. Мелик-шах отличался гуманностью и веротерпимостью, широко покровительствовал ученым и поэтам. Мудрый министр-везир Низам ал-Мульк во всем помогал своему владыке. Дерзость сподвижников Хасана заставила визиря отдать приказ о поимке главаря, и дело дошло до открытой войны разбойников с государством. В середине 90-х годов ХI века ас-Саббаху удалось хитростью захватить неприступную горную крепость Аламут (Орлиное гнездо) близ города Казвина на севере Ирана. Там мятежник укрепился и объявил себя шейхом, получившим в народе прозвище “Старец Горы”. Для успешного ведения борьбы с противниками он организовал тайный орден, своего рода “боевое крыло” секты исмаилитов, члены которого наводили ужас на мусульманский мир и вошли в историю под именем “ассасинов”. Существуют свидетельства современников, описывающие методы вовлечения неофитов в таинственный орден и многочисленные злодеяния, творимые его приверженцами. Известный путешественник Марко Поло оставил нам рассказ о “Старце Горы”. В неприступном горном ущелье близ Аламута шейх развел невиданный дотоле сад, во всем подобный райскому, как он описан в Коране. Сад был украшен чудесными деревьями и цветами, его орошали многочисленные ручейки и населяли девушки, прелесть которых превосходила всякое воображение. Эти гурии играли на всех инструментах, пели и плясали лучше других жен. Хасан дозволял войти в этот сказочный уголок только тем, кто изъявлял желание стать ассасином. Приверженцев он отбирал среди крепких юношей от двенадцати до двадцати лет. Избранникам незаметно добавляли в пищу дурман и спящими вносили в дивный сад. Проснувшись, неофит оказывался в “настоящем Эдеме”, любое его желание немедленно исполнялось. Когда же истекал срок, отпущенный старцем, юношу вновь незаметно угощали пьянящим зельем и отправляли туда, откуда он был взят для посещения Элизиума. Побывав в призрачном раю, ассасин был готов на все, лишь бы вернуть утраченный сон. В качестве дурмана ас-Саббах применял гашиш, откуда и произошло название “хашшашин”, превращенное затем христианами в “ассасин”. Во многих европейских языках так стали именовать наёмных убийц.
Обманутые юноши, называемые теперь “федави” (или “фидаи/фидаины”)* , становились послушным орудием в руках коварного Старца. Повиновение их доходило до полного самоотречения. Пренебрегая усталостью, опасностями и пытками, они с радостью отдавали во имя шейха даже жизнь, когда тот поручал им исполнить очередной смертный приговор. Ибо ассасины стали сектой тайных наемных убийц: любой заплативший “Старцу Горы”, мог избавиться от соперника или неугодного ему лица. Днем фидаины могли жить бок о бок с вами мирной жизнью добропорядочного гражданина, образцово исповедовать ислам и в интересах дела принимать любую другую веру. Но лишь только ночь опускалась на затихшие города и сонные кишлаки, ассасины выходили на страшную охоту. Повинуясь приказу имама, его посланцы набрасывали на шею жертве удавку, вонзали нож в сердце или всыпали яд в пищу обреченному. Убийцей мог оказаться любой - старый друг, брат, сосед или возлюбленный. А наутро безжалостный слуга Аламута мирно сидел в мастерской за ткацким станом или стучал молоточком в лавке ювелира. Спасения не было, ибо фидаин совершенно не дорожил жизнью, с нетерпением ожидая смерти, ведущей прямиком в явленный Старцем рай. Мудрый везир Низам ал-Мульк вскоре после выступления против ас-Саббаха пал от ножа фанатика-фидаина, подосланного мстительным шейхом. Но, в случае поимки, ассасина ждала страшная смерть после тяжелейших пыток, если разъяренный народ не успевал растерзать убийцу. Однажды, уже при новом “Старце Горы”, крестоносец Генрих, граф Шампанский, проезжал мимо Аламута, и преемник Хасана пригласил его посетить крепость. Граф отважился принять предложение. Во время осмотра неприступных башен два фидаина из числа охраны по приказу шейха пронзили себе сердца кинжалами, упав мертвыми к ногам потрясенного графа. Другой ассасин по мановению руки Старца без колебаний прыгнул в пропасть. Владыка горной твердыни хладнокровно заявил побледневшему Генриху: “Пожелайте, и по моему слову они все лишат себя жизни на ваших глазах”. Секта оплела тайной паутиной не только мусульманские страны: трепетали и христианские государи. Однако многие из них не брезговали нанимать слуг “Старца Горы”, избавляясь с их помощью от соперников. Знаменитого английского короля Ричарда Львиное Сердце современники обвиняли в вербовке ассасинов для убийства Конрада Монферратского. Германский монарх Фридрих II, племянник Барбароссы, был отлучен от церкви Папой за то, что с помощью фидаинов избавился от герцога Баварского - своего заклятого врага.
КСТАТИ
Исторически достоверный и яркий художественный рассказ о тайной организации ассасинов можно найти у В.Г.Яна - знаменитого советского писателя, лауреата Государственной (Сталинской) премии, вручённой за цикл исторических романов “Чингизхан”, “Батый”, “К последнему морю”.
См.: В.Г.Ян. В орлином гнезде “Старца горы” (из серии исторических рассказов) - Сб.: На крыльях мужества. - М.,”Правда”,1988
Так, сменяя друг друга на кровавом престоле неприступного Аламута, больше 150 лет “Старцы Горы”, вершили свои приговоры, наводя ужас на окружающие народы. Наступил 1256 год, в Иран вторглись монголы. Войско под предводительством хана Хулагу подошло к твердыне ассасинов и окружило ее. В то время секту возглавлял молодой шейх Хуршах. После изнурительной осады Аламут пал, ассасины были поголовно вырезаны монгольскими воинами, а их владыка доставлен к Хулагу-хану. Когда тот увидел, что шейх молод, он сохранил ему жизнь и отправил ко двору Великого хана Мункэ. Однако от змеи родится только змеёныш - уже в дороге Хуршах начал плести сети заговора против победителей. Об этом известили хана Мункэ, и он выслал навстречу отряд нукеров, чтобы шейха убили, не допустив в столицу. Такова была судьба ассасинов Аламута.
Разрозненные гнезда последователей жестокого ордена ещё некоторое время существовали в горах Западного Ирана, но уже больше никогда их предводители не могли достичь такой власти, какой обладал “Старец Горы”. После монгольского разгрома в Персии большая часть исмаилитов переселилась в Индию, постепенно превратившуюся в их главный оплот. В настоящее время небольшие общины исмаилитов существуют в некоторых странах Передней Азии, но больше всего их живёт в Горном Бадахшане, изолированной от мира памирской области Таджикистана и Северного Афганистана. История кровавого ордена учит одному: никогда насилие как путь решения политических задач не приводит к стратегической победе, не дает возможности установить господство своих идеалов. Давая сиюминутный выигрыш (а, часто не давая даже этого), террор во все века являлся оружием обреченных, несмотря на кажущуюся “силу поступков”, и в конечном итоге обрекал своих последователей на поражение и осуждение в памяти потомков.
Секта ассасинов
В 750-х годах единый дотоле монолит ислама раскололся на две ветви - суннитов (от “сунна” - обычай) и шиитов (”шийа” - дружина, союз). Во второй половине VIII века шииты претерпели еще один раскол: шестой имам (духовный глава мусульман) Джаффар ас-Садик отстранил от наследования старшего сына Исмаила и назначил преемником второго отпрыска - Мусу. Часть шиитов отказалась признать это решение законным и провозгласила приверженность отвергнутому отцом Исмаилу. Так зародилась новая секта мусульман-исмаилитов, вскоре превратившаяся, из-за своей закрытости, в некий религиозный орден.
Особенно популярным он стал в Персии. В секту вступали все недовольные: крестьяне и беглые преступники, мелкая знать и разорившиеся ремесленники. Арабские авторы обвиняли исмаилитов в отходе от доктрин ислама, в извращении правил шариата. Это вполне вероятно. Ведь в орден вступало немалое количество тайных зороастрийцев, исповедовавших ислам лишь внешне, по принуждению.
Структура ордена подразделялась на семь степеней посвящения. Неофиты и рядовые члены редко поднимались выше первых двух. На этом уровне традиции соблюдались: ислам не отрицался, обряды исполнялись неукоснительно. Однако чем выше по ступеням власти поднимался исмаилит, тем больше ему открывалась тайная “истина”, согласно которой вера Мухаммеда отрицалась, а взамен Корана посвященному внушалась иная религиозно-философская доктрина, эклектично соединявшая в себе идеи, взятые из метафизики Аристотеля, зороастризма, буддизма, гностицизма и др. “тайных знаний”. Обряды ислама объявлялись лишь формальностью для черни, а философия ставилась выше религии. Адепты ордена приносили клятву молчания и полного повиновения старшим. Так клан исмаилитов быстро разрастался, вербуя себе новых приверженцев не только из числа мусульман, но также из иудеев, буддистов и парсов-зороастрийцев. Секта приобрела огромное влияние и могла уже вмешиваться в политические распри, действуя интригами и оружием против правящей династии Аббасидов.
Однако, напуганные террором, владыки мусульманского мира молчали и бездействовали, невольно способствуя притоку новых сил в секту убийц.
К концу Х века исмаилиты покорили часть побережья Африки, захватили Бахрейн. Спустя еще несколько десятков лет они завоевали Сирию и Египет, основав новую столицу - город Каир, где воцарился Убейд-Аллах родоначальник династии Фатимидов. Исмаилиты правили Египтом до 1171 года, когда прославленный султан Салах ад-Дин, отважный курдский полководец, низложил последнего фатимидского халифа Адыла и основал династию Эйюбидов.
"Старец Горы"
Основатель организации ассасинов Хасан ас-Саббах родился в семье шиита. Отец отправил сына в школу сурового имама Мувафига, о котором говорили, что он учит не только Корану, но и другим премудростям, сообщающим посвящённому огромную силу. Согласно легендам, там Хасан познакомился и подружился с будущим знаменитым поэтом Омаром Хайямом, а ещё одним его приятелем стал крестьянский сын Низам аль-Мульк. Трое друзей заключили между собой договор: тот из них, кто достигнет в жизни наибольшего успеха, обязательно должен помочь остальным. Первым успеха добился Низам. Он стал визирем Малик-шаха, последнего султана государства Сельджуков, и одним из самых влиятельных людей в стране. Тогда школьные друзья напомнили о договоре. Низам его выполнил. Омару он назначил пособие, которое позволило поэту заниматься науками и писать рубаи, а Хасану - хорошее место при дворце. Но, сделавшись министром, ас-Саббах вместо благодарности верному товарищу принялся интриговать против Низама, чтобы самому стать правой рукой правителя. Низам, оскорблённый неблагодарностью приятеля, добился изгнания ас-Саббаха. Тот поклялся отомстить бывшему другу. Уехав в Египет, Хасан выдал себя за посланца Малик-шаха, и его с почестями приняли при каирском дворе.
Проведя там три года, политик-интриган вновь вмешался в распри и был приговорён к смерти. Но накануне казни рухнул самый высокий в городе минарет. Это событие истолковали как знамение. Чтобы не гневить Всевышнего, плаху заменили ссылкой, и заговорщика посадили на корабль, отплывавший в Северо-Западную Африку. Рассказывают, что во время плавания случился страшный шторм. Все, кроме Хасана, упали на колени и просили Аллаха о помощи. Когда капитан призвал его присоединиться к общей молитве, ас-Саббах ответил: “Зачем мне молиться? Это я вызвал бурю. Я не погибну, ведь бессмертные не умирают. Вы же утонете, если не поверите в моё всесилие”. Никто не придал значение этим словам. Но буря усиливалась, и моряки распростёрлись ниц перед “бессмертным”, взывая о спасении. Вскоре шторм утих, а Хасан приобрёл своих первых последователей. Есть две версии того, как Хасан ас-Саббах овладел замком “Гнездо орла”. По одной - он обратил гарнизон защитников в свою веру. Согласно другой - Хасан предложил губернатору провинции Али Махди три тысячи золотых за участок земли, который покроет шкура быка. Чиновник согласился на сделку.
Тогда Хасан велел разрезать шкуру на узкие полоски и, составив из них длинную тесьму, опоясал ею всю крепость Аламут. Губернатор пытался протестовать, но Хасан предъявил ему договор и стал хозяином твердыни. (Это широко распространённый, иногда говорят “бродячий”, сюжет средневековых сказаний. Легенда рассказывает, что таким же образом генуэзские купцы выкупили у монголо-татар территорию разрушенной Феодосии, основав на её месте торговую крепость Кафу.) В свою организацию Хасан отбирал самых убеждённых, крепких и отчаянных юношей. Иногда он покупал детей у нищих родителей и воспитывал их в слепой преданности и беспрекословном повиновении секте, внушая, что смерть по его приказу - прямой путь в рай. Ученик давал клятву не изменять идеалам ассасинов и тайным заповедям, которые ему открыты. Его экзаменовали и предлагали подумать над смыслом слов пророка: “Рай покоится в тени мечей”. Ас-Саббах трактовал изречение так: будущий ассасин должен быть готов отдать свою жизнь за идею. Ассасины (федави) “прославились” в веках убийством трёх халифов, шести визирей, нескольких десятков наместников областей и правителей городов, крупных духовных лиц и великого иранского учёного Абу-аль-Махасина. Считается, что от их смертоносных рук погибли два европейских государя - князь Раймонд I, граф Триполийский (в 1105 г.), и правитель Иерусалимского королевства Конрад, маркиз Монферратский (в 1192 г.). Некоторые источники утверждают, что по заказу Фридриха II адептами секты в 1240 году был убит также герцог Баварский. Ассасины, готовые отдать жизнь кровавому служению, были особыми людьми. Их обучали, как быстро и наверняка лишить жизни человека. Для этого был отработан особый удар отравленным кинжалом в сердце жертвы. Смертников готовили долго и тщательно. Они изучали иностранные языки и актёрское мастерство. В случае необходимости тайные посланцы могли до неузнаваемости изменить внешность, умело преображались в дервишей, солдат, торговцев, лекарей. Получив задание, ассасины отправлялись в далёкие страны, с помощью хитрости и ловкости проникали в города и крепости.
Лгали, лжесвидетельствовали, месяцами выжидали случая, когда можно будет поразить указанную жертву. Обычно при покушении погибал и исполнитель воли Хасана. Но, схваченные охраной, федави не таились: наоборот, высшей доблестью считалось продемонстрировать свою причастность содеянному так, чтобы стало известно - кто совершил убийство. Делалось это для того, чтобы подчеркнуть, как далеко простирается власть всемогущего Старца горы, как неумолимы его верные слуги. История организации ассасинов до сих пор полна тайн. Некоторые учёные считают, что монголы, положившие конец их процветанию, уничтожили не все крепости и гнёзда секты. Они просто не смогли отыскать их среди глухих непроходимых ущелий. Утверждается, что и сейчас встречаются потомки и последователи страшных федави. Говорят, что ещё в середине XVIII века британский консул в Сирии сообщал в Лондон, что потомки ассасинов по-прежнему живут в горах...
Модератор Tiger: [ ] Такие большие куски текста, тем более справочного характера, надо прикреплять файлом
Интересный рыцарский роман написал хорошо известный автор "Шэрлока Холмса" Артур Конан Дойль. Роман называется "Белый отряд". Очень рекомендую прочитать, интересно будет всем - и детям, обожающим острые сюжеты, и взрослым, много почитавшим на своём насыщенном веку.
Вот этот роман: